Внимательные родители часто стремятся как можно раньше определить, к чему у ребенка больше склонность: математик он или гуманитарий, наделен творческими способностями или вырастет бизнесменом? С этим вопросом обращаются к специалистам психологам-профориентаторам. Ведь страшно упустить драгоценное время. Все дети «талантливы от рождения», надо только вовремя их направить по верному пути! «После 3-х уже поздно»? Попробуем разобраться.
Талант = задатки + способности + ВОЛЯ
Задатки – это физиологическая основа, то, с чем ребенок рождается. Часто носит наследственный характер. Например, наличие музыкального слуха и чувства ритма. Если создаются условия для реализации врожденных задатков, то у ребенка постепенно начнут формироваться способности к данному виду деятельности. Прослушивая музыкальные произведения, имея доступ к инструментам ребенок постепенно начнет взаимодействовать с музыкой: подпевать, ритмично стучать, осваивать инструменты. «
Талант – это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество». Предполагает высокий уровень владения деятельностью, мастерство. И, конечно, без
волевого усилия, совершенствования способностей, успеха не достичь.
Не менее значимы, а подчас и более важными являются личностные особенности, уровень эмоционального интеллекта, коммуникативные навыки ребенка. Но об этом – в другой раз.
Но как быть, если задатки и склонности не очевидны? Как не упустить благоприятное время для развития способностей? Будем вместе наблюдать за ребенком, находить важную информацию в привычных обстоятельствах. Часто дети проявляют наиболее явный интерес к той сфере деятельности, к которой имеются задатки.
Выделим четыре обобщенные сферы интересов и условно обозначим их как
ФИЗИКИ – ЛИРИКИ – БОТАНИКИ – АКТЕРЫ.
«Физики» - точные науки (математика, физика, логика, конструирование)
«Лирики» - гуманитарная сфера (языки, история, философия)
«Ботаники» - естественнонаучная сфера (биология, химия, медицина)
«Актеры» - творчество (музыка, театр, изобразительное искусство)
ДЕРЕВО
Учимся слушать своего ребенка. Предложите ребенку рассказать о дереве, которое он видит. Будет лучше, если на прогулке вы заметите какое-то особенное дерево, «с характером». Например, раскидистый одинокий дуб, сосна на берегу, ракита, склонившаяся над водой. Обратите на дерево внимание ребенка и предложите рассказать о нем.
«Физик» - уделит внимание параметрам дерева (высота, толщина ствола), сравнит с другими объектами («выше дома», «как грибок»), будет предлагать варианты его практического использования (инженерное мышление).
«Лирик» - даст поэтическое описание (шум листвы, приятная прохлада в тени), расскажет историю дерева (как давно оно здесь растет, кто посадил), его рассказ будет красочным и описательным.
«Ботаник» - заинтересуется формой листьев и кроны, вспомнит, где еще видел такие деревья, задаст вопросы о названии дерева или сам расскажет интересные факты (какой максимальной высоты достигает, съедобны ли плоды).
«Артист» - расскажет о том какой характер у дерева (одинокий и грустный, «согнулось от усталости», «хмурое дерево»), а может быть захочет его изобразить.
Таким же образом можно предложить ребенку порассуждать о яблоке, горе, доме и другом объекте с характером. Физики – будут давать точное описание формы и цвета, функциональные характеристики; лирики – сосредоточат внимание на ощущениях: запахе, поверхности, яркости, на впечатлениях от объекта; ботаники – уделят внимание природным, физическим и свойствам; артисты – будут стремиться взаимодействовать с объектом, придумают историю о нем.
Ответьте на вопросы:
1. Какому подарку больше обрадуется ваш ребенок?Ф – конструктор
Л – книга
Б – микроскоп
А – предмет одежды
2. Выбор ребенка: куда пойти в свободное время?Ф – экспериментариум
Л – художественный музей
Б – палеонтологический музей
А – театр
3. Какие настольные игры предпочитает ребенокФ – монополия
Л – скрабл
Б – эволюция
А – крокодил
4. Про Вашего ребенка можно сказать, что он:Ф – интересуется механизмами, часами
Л – рано научился читать (4-5 лет)
Б – любит наблюдать за животными или насекомыми
А – услышав музыку, начинает танцевать или петь
Ф – любит играть в шахматы
Л – любит слушать, когда читают книги
Б – мечтает об аквариуме
А – любит выступать, нравится внимание зрителей
Ф – любит считать
Л – легко осваивает иностранные языки
Б – интересуется медициной
А – мечтает научиться играть на музыкальном инструменте
Ф – интересуется финансами
Л – сочиняет стихи, истории
Б – любит смотреть фильмы/читать книги о природе
А – любит рисовать, делать что-то руками (поделки)
5. Как проявляет себя в обычной жизни?Ф – немногословен, склонен подумать прежде, чем дать ответ
Л – с трудом принимает решение, пускается в долгие рассуждения
Б – любит глубоко погрузиться в тему, поискать дополнительную информацию
А – импульсивен, часто говорит первое, что пришло в голову или вовсе забывает ответить
Посчитайте количество набранных букв. Если ответов Ф/Л/Б/А набралось 5 и больше:
- стоит уделять больше внимания этой области интересов ребенка
- выбрать школу, где есть соответствующее профильное обучение
- создавать благоприятную, насыщенную среду, посещая соответственно театры, музеи, выставки
- записать ребенка в студию на занятия по его интересам
- дома играть с ребенком в игры, поддерживающие и расширяющие сферу его интересов. Например:
Ф – Монополия, Морской бой, Лабиринты, Поймай монстрика, Детективы (Клуэдо)
Л – Имаджинариум, Скрабл, Алиас, Зашколдник
Б – Юный химик, Эволюция, Мир животных, Тело человека
А – Фанты, Крокодил, Мафия, Твистер
Важно помнить:
чем младше ребенок, тем чаще меняются его интересы – и это нормально! Чем больше разнообразия вы предложите своему ребенку до 10-11 лет, чем больше сфер деятельности освоит ребенок в детстве, тем больший выбор он будет иметь в дальнейшем. Не стоит сосредотачиваться только на одной сфере. Ведь задатки могут проявляться в разном возрасте. Дайте время ребенку познакомиться с миром точных наук, удивив его участием в логических квестах. Вместе с детьми приходите в музеи и соревнуйтесь в сочинении стихов. Создавайте домашнюю картинную галерею. Наблюдайте звезды ясной лунной ночью и посетите Планетарий. И пусть совместно проведенное время будет началом движения к успеху вашего ребенка.