Автор: Ольга Новикова
Почему ребенок всегда прав?
Работая с детьми и консультируя взрослых, я поняла, что множество проблем «родом из тела». И этот путь до меня прошли многие специалисты: исследование психологических проблем приводило к истоку, к тому, что было до мыслей и запускало тревогу, страх, недовольство собой, заостренную потребность в борьбе и самоутверждении.
Мышечные зажимы, сбои дыхания, моторная неловкость, резкость и нерасчетливость движений, головокружения — все это показатели телесной нестабильности, ненадежности нашей опоры, которые порождают неизбежные тревоги и сомнения в себе на уровне психологических представлений. Ребенок и вовсе дезориентирован, капризен и боязлив, с трудом может сосредоточиться, бросает все на полпути, избегает любых усилий.
Помощь — в обращении к источнику трудностей, разобраться и понять на каком уровне происходит сбой, знакомиться со своими возможностями, развивать и совершенствовать данное нам. «Учиться властвовать собою», говоря словами классика. И такой подход актуален в любом возрасте. На каждом этапе развития мы можем помочь ребенку и себе выстроить более стабильную систему координат, опор на уровне тела и мозговой организации.
Именно поэтому поведение, которое демонстрирует ребенок, продиктовано в первую очередь не трудным характером и слабостями воспитательных воздействий, а заложено часто на физиологическом уровне и является своего рода компенсаторным.
В последнее время на консультации я всё чаще слышу от родителей, что ребёнку врач (обычно невролог) или логопед рекомендовал занятия с нейропсихологом. Это дань моде на специализированные занятия или действительно такой специалист необходим для ребенка? Важно понимать, что нейропсихолог — это не врач, а психолог, и поэтому не проводит аппаратных исследований и не назначает лекарств.
Нейропсихологическая диагностика поможет ответить на вопрос почему у ребенка возникают те или иные проблемы в обучении или нарушения в развитии, определить его актуальные и потенциальные возможности, прогнозировать возможные трудности.
Нейрогимнастика — развивающие и коррекционные занятия,будут особенно полезны детям, если:
— ваш ребенок быстро устает или рассеян;
— освоение учебного материала требует
-больших совместных усилий;
— часто кажется, что ребенок плохо запоминает необходимое;
— ребенок кажется вам неуклюжим, неловким, а его почерк — неразборчивым;
— ошибается в определении направлений лево-право, затрудняется при срисовывании;
— чтение является для него тяжким трудом, a самоконтроль — недосягаемой мечтой семьи.
Как я работаю?
1. Первая встреча — диагностическая. На ней мы проясняем запрос и тревоги родителей по поводу развития ребенка, проводится нейропсигологическое обследование ребенка, определяется необходимость и объем требуемой помощи.
2. Общей целью является повышение эффективности работы мозга, учитывая поправку на индивидуальные особенности ребенка
3. Нейропсихологические занятия проводятся курсом (не менее 25 занятий) и предполагают встречи 2 раза в неделю (при условии ежедневных упражнений дома)
4. Длительность одного занятия — 50−55 минут.
5. Занятия могут проходить как индивидуально, так и в малой группе (от 2-х до 6 человек) близких по возрасту
6. Нейропсихологические занятия будут полезны детям с учебными трудностями, общей соматической ослабленностью, СДВГ, различными видами задержек в развитии и РАС
7. Возраст начала занятий от 4, 5 лет до 10−11 лет в среднем.
8. Последовательность занятий повторяет естественный ход развития двигательной сферы от простого к сложному, от анализа к синтезу.