Что обычно чувствуют дети и родители перед первым сентября? Откуда появляются тревога и апатия?
Новый учебный год пахнет сентябрьским букетом, свежими книгами и новыми карандашами…
Каждое 1 сентября мы проживаем по-разному: с завистью к старшим, которые уже ходят в школу, с волнением и радостью – первый раз в 1-й класс, подростками – обречённо, выпускниками – с грустью, родителями – с надеждой и страхом. Всё весьма зависит от нашей точки отсчёта, от опыта и окружения.
Успешные коммуникабельные дети – ожидают радость встречи после длительного перерыва.
Привычная рутина для подростков – скучно!
Тревожные ожидания, страх не справиться, быть раздавленным «школьной машиной».
Как настроение родителей влияет на отношение детей к первому сентября?
Взрослые – это всегда эталон восприятия. Даже для подростка: мы неосознанно соизмеряем свой эмоциональный ответ с реакцией значимых близких, значимых взрослых.
Настроение – это весьма заразительно! Отсюда вывод: важно не только ЧТО мы говорим, но в большей степени КАК. Наш мозг воспринимает эмоции первично, они попадают «сразу в кровь».
А как вообще стоит относиться к первому сентября? Это праздник, или обычный день, или настроение должно быть рабочим и продуктивным?
В одной дружественной мне школе 1 сентября – это встреча друзей, праздник для учеников, с рассказами о лете, непременным осликом, который вывозит на школьный двор тележку с арбузами (они будут съедены во время школьного завтрака, а вечером – концерт для всех: учеников, родителей, педагогов. На такой праздник приходят и те, кто стал студентом в этом году.
У детей время бежит не так, как у взрослых и «лето – это маленькая жизнь». Они соскучились друг по другу, выросли, изменились, успели влюбиться… Какая уж тут учеба! Хотя, конечно, комитет по образованию думает иначе))
Как правильно настроиться на возвращение в школу? Что делать?
Режим!!! Наш мозг любит повторяющиеся события, стремится автоматизировать привычные действия. Поэтому ранний отбой и качественный сон, посильная физическая активность просто творят чудеса. Есть одна сложность – делать это вместе с ребенком))
Совместный поход в магазин за учебными принадлежностями, покупка одежды для школы, парикмахерская, продумывание домашних завтраков (а что бы ты хотел съесть утром?)
Позитивные школьные воспоминания от родителей, курьезные ситуации, интересные педагоги, у которых вы сами учились.
Особая ситуация, если это новый класс или новая школа. Заранее познакомиться с классом и педагогом или, как минимум, с пространством/территорией школы. Особенно это важно для малышей. Хотя и для подростков тоже, только они об этом, как правило, не говорят.
Как помочь ребенку справиться с негативными эмоциями, ассоциациями о школе?
Внимательно отнестись к словам детей, выслушать их тревоги и страхи. Не стоит умалять их и относиться несерьезно. Дети живут сегодняшним днем, они острее нас переживают негативные моменты. И у них недостаточно ресурсов для того, чтобы справиться с ними в одиночку. Вспомните, как вы сами справлялись/или не справлялись с такими ситуациями, что вам помогало, что буквально бесило и выводило из себя. Здесь важно дать почувствовать, что вы в одной лодке. БЫТЬ НА СТОРОНЕ РЕБЕНКА, всегда! Поддержать даже если ошибается.
А если мой ребенок рад школе? Это вообще нормально? Как поддерживать в нем состояние радости?
В Германии принято приходить в школу в первый день не с цветами, а с кульком конфет. Потому что приятно делиться чем-то хорошим. По-моему, прекрасная традиция. Идти в гости к хорошим людям с чем-то вкусным.
Хотеть учиться, скучать по друзьям (реальным, а не онлайн), быть любопытным, прочитать учебники в первую неделю сентября. Это же мечта любого родителя! Поддержать: интересоваться делами ребенка, его успехами, а не отметками, приглашать в гости друзей.
И, наоборот, если прям истерики от того, что приходится возвращаться к учебе – что делать?
Главное разобраться в причине негатива. Чаще всего причины весьма реальные и весомые. Идем по списку: конфликт в школе с педагогом/одноклассниками, проблемы с учебным процессом (трудно, не успевает…), завышенные требования к ребенку, нет времени для жизни (слишком много дополнительных занятий, кружков…). Нужна консультация специалиста.
Какие ритуалы можно создать вокруг школы, чтобы в нее хотелось ходить?
Не стоит забывать, что для ребенка школа это не то место, где только учатся. Там в первую очередь общение. Это опыт социализации, выживания в коллективе. Известно, что в школе лучше себя чувствуют те дети, чью родители занимают активную позицию (готовят совместные проекты с ребенком, ходят в походы, участвуют в концертах).
Школу и педагога желательно осознанно выбирать. Тогда и жить там будет интереснее.
Друзья – отдельная тема. Дружить нелегко, этому тоже учатся в школе. Помогать ребенку (особенно маленькому) подружиться, дать время после школы погулять вместе, планировать совместные семейные походы в театр, например.
Придумывайте свои семейные правила-традиции. Утро – тихое время, никогда не ссоримся, даже если очень хочется; по дороге в школу – какая-то игра, раз в неделю (в среду?) – заходим в кафе вместо обеда и едим на обед пиццу.
А если у родителя самого нет сил ни на что, как помочь ребенку?
Удивительно, но силы появляются, если ты помогаешь другому. Подумайте, а что бы вы хотели, чтобы для вас сделали родители тогда, когда вы были школьником? О каком родителе мечтали? Или завидовали другу? Станьте таким родителем для своего ребенка. Это и будет забота о себе, своем внутреннем ребенке, которому, может быть, не досталось должного внимания. Ведь у вашего ребенка другого детства уже не будет.
Говорят, как встретишь Новый год – так его и проведешь. То же самое можно сказать про школу? Как проведешь первое сентября, таким и будет учебный год?
Когда-то на Руси был сентябрьский стиль летоисчисления. И год начинался 1 сентября. А значит – праздник. Время покупать сюрприз, накрывать стол после школы, звать одноклассников. Придумывайте свои традиции.
А теперь давайте поговорим про учебу – как влиться, как быть продуктивным, как ставить цели и мотивировать ребенка на учебу?
Чем младше ребенок, тем с большим желанием и интересом он идет в школу (в норме). Наша цель – не потерять этот настрой. Они не могут видеть и удерживать временной перспективы. Обсуждаем прожитый день, делаем акцент на успехах, задаем вопрос «А как это у тебя получилось?» Ведь мы стремимся к повторению успеха. И создаем из этого технологию.
Вопрос о мотивации обычно возникает, когда уже не интересно и не ясно зачем учиться. Возвращаемся к началу: когда и куда ушел естественный интерес? Убираем все мешающее и малоценное. Для меня очень сомнительная цель «учиться без троек». В этом мало уважения к своему ребенку. Важно понимать: цель должен ставить ребенок, она важна в первую очередь для него. Если цель чужая, то и стремиться к ее достижению ребенок не станет.