1. Выпить м е д л е н н о стакан воды перед занятиями
2. Дыхательные упражнения
– Длинный вдох через нос, выдох «ступеньками» на три счета. Повторить 3 раза.
– Три коротких входа «ступеньками» через нос, выдох длинный активный. Повторить 3 раза.
– Другой вариант — «дыхание животом». Ноги на ширине плеч, ладони одна на другой лежат на пупке. На вдохе надуть живот, как шарик, на выдохе — втянуть, поджать. Руки помогают лучше осознавать происходящее с телом. Проще научиться, если начать с выхода. Дышим носом!
3. Глазодвигательные упражнения
– Пишем глазами ряд цифр (3−5) с максимальной амплитудой движения глаз (пробуем с открытыми глазами, потом переходим к выполнению упражнений с закрытыми глазами)
– «Ленивые восьмерки». Ноги на ширине плеч. Вытяните пред собой руку, сожмите пальцы в кулак с поднятым вверх большим пальцем. Рисуйте в воздухе восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр находится на уровне переносицы. Начинайте движение рукой в воздухе от центра влево — вверх против часовой стрелки. Повторите движение правой, левой и соединенными в замок руками. Повторять 3−4 раза. Движения должны быть плавными и непрерывными. За движениями руки следим только глазами, голова остается неподвижной. Ребенку трудно это сделать сразу самостоятельно, помогите ему: нарисуйте большой знак бесконечности на листе или доске, расположите на уровне глаз так, чтобы он стал ориентиром.
4. «Перекрестные шаги»
Шагаем и локтем правой руки тянемся к колену левой ноги. Тоже левой рукой и правым коленом. Шаги желательно делать в медленном темпе. Важно прочувствовать, как работают мышцы живота. Продолжительность — 4−8 повторов парных движений.
5. «Х-приседания»
Левой рукой держимся за мочку правого уха, а правой — за мочку левого. Делаем глубокий выдох и со вдохом приседаем. Повторить 3 раза. Следим за дыханием!
6. Самомассаж
– Быстро потереть ладони друг об друга, пока они не станут теплыми. Левой ладонью растереть правую кисть, затем наоборот.
– «ЗамОк»: сцепить замком руки перед грудью и с силой потянуть в разные стороны с активным выдохом, поменять захват и снова потянуть и выдохнуть.
– Массаж бровей. Легкими прищипывающими движениями большого и указательного пальцев «пройдитесь» от переносицы к вискам. Повторите 2−3 раза.
– «Думательный колпак». Возьмитесь левой рукой за правое ухо таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы — спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза. Выполните упражнение правой рукой, массируя левое ухо.
Цель этих упражнений: повышение активности работы мозга, сосредоточенности, фокусирование внимания, интеграция работы двух полушарий, понимание смысла прочитанного, «включение» ближнего зрения. Кроме того, обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Очень полезно использовать, когда дети устали и не воспринимают слуховой информации. Попробуйте сами!