Большая часть причин четко укладываются в нейропсихологические синдромы функциональной незрелости мозговых структур. А значит, точно не зависят от самого ребенка. Только взрослые, его окружающие, способны помочь ему преодолеть это состояние. Если вам кажется, что ребенок патологически ленив, найдите возможность проконсультироваться у специалистов: невролога (он оценит физиологическую состоятельность работы нервной системы), нейропсихолога (диагностика поможет определить уровень развития познавательных процессов, произвольности).
Чаще всего мы сталкиваемся с низким уровнем непроизвольной саморегуляции (это фундамент, физиологическая основа всех волевых усилий). Проявляется в нарушениях тонуса (гипо- или гипер-), мышечных зажимах, содружественных движениях (при письме/рисовании включается все тело), инертности реакций, повышенной истощаемости, утомляемости в произвольной деятельности, наличие тиков, навязчивых движений, колебаниях внимания и эмоционального фона. Если на этом уровне есть дефициты, то и произвольная регуляция (собственно волевое усилие) будет закономерно давать сбои. И взрослому придется брать на себя регулирующие функции в полном объеме, постепенно обучая этому ребенка, передавать ему бразды самоуправления.