Автор: Ольга Новикова
Детское время
Как обстоят дела с восприятием и использованием времени у детей? Влияет ли на них наша всеобщая гонка наперегонки с собой? И почему дети так вольно распоряжаются этим невосполнимым ресурсом?
Наверно, время никогда не будет настолько изменчивым, как в детстве. То урок тянется, и кажется, что не звонок не прозвенит уже никогда. А целая неделя каникул пролетает на одном дыхании.

Чем младше ребенок, тем больше связано ощущение протяженности времени с чувственным восприятием: оно наполнено запахами, звуками, вкусом. Кое-что из детства мы сохранили: звук расставляемых к обеду приборов неизменно вызывает прилив аппетита. Так и малыш, почувствовав мамин запах, приходит в радостное возбуждение.

Детское время – «телесное». А для тела первичен текущий момент. Дети постоянно находятся в настоящем, даже немного «настоящем продолженном» времени. А взрослые, увы, часто «находят себя» то в обременительном прошедшем, то в ненадежном будущем.

Постоянно поторапливая ребенка «сколько еще тебя ждать», «должны успеть», «вечно копаешься», «хватит ворон считать», мы передаем свое представление о необходим темпе жизни. А сможет ли ребенок на такой скорости потока рассмотреть и узнать все необходимое для своего развития? События, впечатления, информация остаются «непереваренными», неприсвоенными, неинтегрированными.
Немного физиологии
Как формируется у маленького человека чувство времени остается пока не до конца изученным. Известно, что правое полушарие мозга (оно созревает раньше левого) не хронометрирует события. Ситуация воспринимается целостно, во всем многообразии признаков, как фотоснимок. Левое полушарие отвечает за последовательность разворачивания событий: что было вначале, что потом. Таким образом мы осознаем «ленту времени», выражаясь историческим языком. Планированием, предвосхищением событий занимается лобная кора. Она созревает позднее других отделов. Своего рассвета она достигает к 25 годам! Именно поэтому детям трудно представить не только свое отдаленное будущее, но и последствия своих поступков. А вот за внутренний ритм отвечают глубинные структуры мозга, которые практически полностью сформированы к моменту рождения. Они и отзываются на ритм биения сердца мамы, укачивание и звуки колыбельной. Эти структуры являются базовыми для наших отношением со временем. Поэтому колыбельные песни и кресла-качалки никогда не уйдут в прошлое!
Интересно, что есть люди, которые постоянно спешат, другие вечно опаздывают, а есть «точные, как часы». Так случается, что наш внутренний ритм не всегда совпадает с объективным временем. И это довольно устойчивый феномен, который проявляется в нас на протяжении всей жизни. Нам стоит большого труда и высокой степени осознанности изменить эту «встроенную» характеристику. Усилия всегда будут осознанными, произвольными. Поэтому детям-копушам так нелегко живется. Особенно если родитель относится к другой временной группе. Кроме того, скорость передачи информации по нейронной сети у ребенка значительно ниже, чем у взрослого. Она зависит степени миеланизации (т.е. изолированности) нервных волокон, которая заканчивается к 7−10 годам. Тогда же координация движений становится более совершенной и ребенок может действительно быстрее двигаться!

Детское время субъективно течет медленнее, чем время взрослых. На восприятие времени могут влиять различные факторы: настроение, увлеченность, состояние измененного сознания, в том числе чувство влюбленности, кофе, алкоголь. Чем более насыщенно событиями время, чем более оно становится «наполненным» тем более протяженным мы его воспринимаем.
О свободном времени
Удивительно, но именно наличие свободного времени может научить детей планировать. Ведь для настоящей большой игры нужно время. Мы придумываем, во что хотим играть (создаем план), что для этого нужно (продумываем ресурсы), если чего-то не хватает срочно изобретаем из чего сделать недостающее (креатив), реализуем задуманное (активная деятельность) и получаем удовольствие от процесса и результата. А при необходимости вносим коррективы в свой план и продумываем продолжение игры. На каких кружках и бесконечно развивающих занятиях дети смогут этому научиться? Тем более что для закрепления и развития успеха необходимо многократное повторение этой игровой ситуации.
Кроме того, именно в тот момент, когда ребенок «считает ворон» и происходит консолидация информации в нейронных сетях мозга. Новые данные встраиваются в уже существующую систему представлений или происходит процесс критичного осмысления информации. Такие паузы просто необходимы для интеллектуального развития.

Как прекрасно это звучит - «настоящее время»! Значит подлинное, реальное, ценное, статично-устойчивое. Уметь жить в настоящем моменте – очень важная практика. Ей стоит поучиться у наших детей.