Автор: Ольга Новикова
07/05/2018
Лень как зеркало внутреннего состояния
«Не хочется…» «Давай потом!» «Я устала…»
Постепенно, день за днем в ответ на такие «аргументы» ребенка мы приходим к выводу, что у нас в семье растет лентяй. Но справедлив ли наш вывод? Что скрывается за ленью с точки зрения нейропсихолога?
Одну из программ на канале «Мать и дитя» мы так и назвали «Лень на службе человека». Неожиданно, но факт!
Представим себе портрет ленивого ребенка:
• выглядит безвольным
• не может начать какое-то дело самостоятельно
• кажется, экономит энергию, только вот для чего?
• отсутствует интерес что-либо делать целенаправленно, регулярно
• с удовольствием смотрит развлекательные программы, занимает себя играми, гаждетами
Узнаете? «Пока стоишь над ним, все может!» – комментарий мамы школьника. «Хочет только играть и развлекаться!» Это уже мамы детей помладше включились в разговор.
Никогда не доводилось мне слышать от коллег-нейропсихологов такой симптом – лень. Нет такого понятия и в психологии, тем более в детской. А почему? Если нам удастся разобраться, что скрывается под маской лени у конкретного ребенка, тогда мы получим ключ к преодолению этого состояния
Под лень «маскируется»:
• астенический синдром (расслабленность, быстро устает, избегание усилий)
• неумение выстроить, организовать свою деятельность
• трудности сохранения и удержание программы деятельности («отвлекается»)
• несформированность внутренней мотивации (у школьников)
• страх сделать ошибку,
• повышенная тревожность
• несвоевременные/неподходящие способы обучения (о вреде «раннего развития» нам еще предстоит многое узнать)
• невозможность повлиять на ход событий («что воля, что неволя – все одно»)
• трудности при принятии решений («лежит, думает» - о подростках).
Большая часть причин четко укладываются в нейропсихологические синдромы функциональной незрелости мозговых структур. А значит, точно не зависят от самого ребенка. Только взрослые, его окружающие, способны помочь ему преодолеть это состояние. Если вам кажется, что ребенок патологически ленив, найдите возможность проконсультироваться у специалистов: невролога (он оценит физиологическую состоятельность работы нервной системы), нейропсихолога (диагностика поможет определить уровень развития познавательных процессов, произвольности).

Чаще всего мы сталкиваемся с низким уровнем непроизвольной саморегуляции (это фундамент, физиологическая основа всех волевых усилий). Проявляется в нарушениях тонуса (гипо- или гипер-), мышечных зажимах, содружественных движениях (при письме/рисовании включается все тело), инертности реакций, повышенной истощаемости, утомляемости в произвольной деятельности, наличие тиков, навязчивых движений, колебаниях внимания и эмоционального фона. Если на этом уровне есть дефициты, то и произвольная регуляция (собственно волевое усилие) будет закономерно давать сбои. И взрослому придется брать на себя регулирующие функции в полном объеме, постепенно обучая этому ребенка, передавать ему бразды самоуправления.
1
Что делать?
• Соблюдаем режим – сна, отдыха, смены деятельности, питания, питьевой режим.
• Повышение общего энергетического тонуса – физическая активность (любые подвижные игры, спорт, закаливающие процедуры)
• Проблемы тела решаем через тело: активизирующие упражнения, самомассаж, дыхательные упражнения (об этом мы поговорим подробнее в следующий раз) – все, что взбодрит мозг и дух!
• Даем много эмоциональной поддержки ребенку – бодрым голосом, уверенностью в результате, хвалим, смеемся вместе!
• Именно таким детям в первую очередь показана нейропсихологическая сенсомоторная коррекция.
2
Если мы говорим о младшем школьнике, необходимо констатировать: современный темп и образ жизни не приводят к естественному формированию у ребенка рациональной организации труда. Этому совершенно определенно необходимо детей сначала научить.
Что делать?
– Договариваемся о времени начала выполнения домашних заданий
– Определяем вместе с ребенком, сколько времени требуется на каждый урок, помним о перерывах в 5-10 минут! Заодно и время по часам узнавать научимся))
– Начинаем выполнение д/з с любимых, интересных или легких для ребенка уроков (так легче начать и быстрее справиться с объемом)
–Не «зависаем» на трудном задании, лучше вернуться к нему позднее или вовсе не сделать, чем устроить дома маленькую войну. Будем готовы к тому, что не все задания стоит выполнять.
– Всегда спрашиваем ребенка, доволен ли он тем, как выполнил задание, что у него получилось. Не спешим с критическими замечаниями, оставляем их «про себя». Таким образом постепенно формируется осознанное отношение к тому, что делаешь, что умеешь сам.
Интересы дошкольников в основном игровые. Так должно быть и стоит этим пользоваться. Все развитие – через игру, интерес, волшебство. Ни о каких «морально-волевых качествах» речь пока не идет. Играем на полу, стихи учим с мячом, прыгаем на одной ножке – считаем ступеньки вверх-вниз. Вся организационная часть до 7 лет ложится исключительно на взрослого.
3
Детская тревожность, страхи и низкая мотивация – это то, что включаем только мы, взрослые. У тревожности могут быть и внутренние источники. Но в силах взрослого усилить эту тревогу или наоборот помочь взглянуть с оптимизмом на трудную задачу.
Что делать?
– Пересмотреть требования к ребенку, проверить их на «экологичность» - соответствие реальному возрасту и ситуации. Не может рабочий день ребенка длиться 8 часов!
– Должно быть время на свободную игру - не менее часа в день. Именно такая игра и развивает в ребенке произвольность и самостоятельность: от замысла к его полной реализации и завершению. Это время «свободное от гаджетов».
– Не пугаем детей школой, учителями, строгим папой, наказаниями. Если задумаемся, то чаще всего становится понятно, что предъявляемые требования в данный момент не могли быть выполнены.
– В жизни детей должна сохраняться радость! От личных маленьких успехов, легко сделанной работы, от того, что научился чему-то новому. Разделить эту радость, не пропустить в суете – важная родительская миссия.
Надеюсь, мы договорились, что ленивых детей не бывает. Есть такие, которым нужно понимание и помощь взрослых. Важно понимать, что «лень» - это скорее защитный механизм, который формируется, когда наш мозг считает задачу для себя невыполнимой и опасной. А лень «ищет тихие места», где нет движения, однообразие и монотонность. Когда ИНТЕРЕСНО никто не бывает ленив!