Наверно, время никогда не будет настолько изменчивым, как в детстве. То урок тянется, и кажется, что не звонок не прозвенит уже никогда. А целая неделя каникул пролетает на одном дыхании.
Чем младше ребенок, тем больше связано ощущение протяженности времени с чувственным восприятием: оно наполнено запахами, звуками, вкусом. Кое-что из детства мы сохранили: звук расставляемых к обеду приборов неизменно вызывает прилив аппетита. Так и малыш, почувствовав мамин запах, приходит в радостное возбуждение.
Детское время – «телесное». А для тела первичен текущий момент. Дети постоянно находятся в настоящем, даже немного «настоящем продолженном» времени. А взрослые, увы, часто «находят себя» то в обременительном прошедшем, то в ненадежном будущем.
Постоянно поторапливая ребенка «сколько еще тебя ждать», «должны успеть», «вечно копаешься», «хватит ворон считать», мы передаем свое представление о необходим темпе жизни. А сможет ли ребенок на такой скорости потока рассмотреть и узнать все необходимое для своего развития? События, впечатления, информация остаются «непереваренными», неприсвоенными, неинтегрированными.